olegglagolev (olegglagolev) wrote,
olegglagolev
olegglagolev

где же Ему быть в такое время

В церкви, особенно на Пасхальном богослужении, простой взор отличает Бога, как несомненное. Понимаю всю романтичность своего утверждения. Что, собственно, значит "простой взор"? Мысль эта пришла мне в голову именно в день Пасхи. Шестилетняя Варя лежала на кровати и разговаривала по телефону с двоюродным братом Павликом, ровесником, живущем на далеком севере.
- Паша, а мы всю ночь на Пасхе были в церкви!
- У-у-у!.. а Бог там был?
- Да, был, еще был священник и много людей.
Больше всего мне понравилась совершенная обычность Вариного тона. Ну был, мол, где же Ему быть в такое время. Я еще переспросил её: "про Пасху Паше рассказывала?" Она кивнула и повторила разговор в той же интонации, без наигранности. Как это воспринимает ребенок, вот загадка? Богатое воображение? Наивность? Она так доверяет взрослым? Видит-ощущает Бога? Или сама плоть наша целокупно ум, тело и дух так резонирует на общую веру, радость и молитву?

Как замечают с восхищением многие, нет другой такой веры и понимания жизни, где к телу относились бы с высотой и благородством, как в христианстве. "Тело для Господа" (т.е. для Христа), "тела - члены Христовы", "храм Святого Духа". Не темница души, как в языческой философии, но храм Духа. Сами помещения тюрьма и храм принципиально разные, противоположные. Кто был в тюрьме не на экскурсии, это хорошо понимает. Храм создается так, чтобы все лучшее в человеке, самые глубокие светлые смыслы его жизни и сам дух верующего был выявлен наилучшим образом и мог соединиться с Духом Божьим. То есть именно тело, жизнь во плоти помогает нам приблизиться ко Христу ближе. "Темница души" означает тело, которое не дает прорваться человеку к подлинному смыслу, свету, свободе, отделяет его от Бога и от другого человека.
Порой в порыве аскетизма и под влиянием неоплатоников христиане забывали это откровение Писания о благодатной телесности. Может, отсюда родилось церковное одиночество, которое не воспринимается как оксюморон, отсюда  евхаристия из простой и святой трапезы во Христе друг с другом превратилась в набор образов и символов, который трудно переваривает современное сознание.
Забывать слова апостола Павла, что "прилепляющийся к Господу - один с Ним дух" - опасно. Потому что нам нужно прилепляться к Нему не только сердцем, но и самой плотью нашей. Не в символах и образах только прилепляться, но в жизни. Реально ради Христа жертвовать свои средства на Его тело - Церковь, ради соединения с Ним повторять своими губами Его призыв к покаянию и обретению жизни в Боге, "приветствовать братьев целованием святым", "спешить на встречу" с ними в одном месте и в одно время, чтобы услышать Его слово, вкусить Его трапезу, исполнить Его дело, которое начато, но не доделано еще.


1Кор.6:12-20 Всё мне позволено, но не всё на пользу. Всё мне позволено, но ничто да не обладает мною. 13 Пища для чрева и чрево для пищи. А Бог и то и другое упразднит. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. 14 А Бог и Господа воздвиг и нас воздвигнет силой Своей. 15 Разве вы не знаете, что тела ваши - члены Христовы. Итак, взяв члены у Христа, сделаю ли их членами блудницы? Отнюдь нет. 16 Или вы не знаете, что прилепляющийся к блуднице - с нею одно тело? Ибо сказано: будут двое плотью единою. 17 А прилепляющийся к Господу - один с Ним дух. 18 Бегайте блуда. Всякий грех, какой ни сотворит человек, - вне тела: а совершающий блуд, грешит против собственного тела. 19 Или вы не знаете, что тело ваше есть храм Святого Духа, Который в вас. Которого вы имеете от Бога, и что вы себе не принадлежите? 20 Ибо вы были куплены дорого. Прославьте же Бога в теле вашем.
Tags: 1 Коринфянам, Слово
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments